Почему мы смотрим на одни фотографии, пусть даже хорошего качества, и не можем удержать на ней взор более, чем на 5 секунд, в то время, как другие фотографии могут на часы заворожить нас? Все дело в композиции: грамотном расположении объектов в кадре. Нужно понимать, какую точку съемки выбрать, что «впустить» в кадр, а что «отбросить», где лучше расположить ключевые объекты, чтобы вся картинка и каждая деталь в отдельности были наполнены смыслом.

Существуют некоторые правила композиции в фотографии, которые придадут вашим работам выразительность и способность удерживать внимание.

Правило третей

Мысленно разделите кадр на три равные части по вертикали и по горизонтали, то есть представьте такую сетку, как на картинке ниже. Вы также можете выбрать соответствующие настройки в вашем фотоаппарате, и такая «помощница» появится на дисплее

Так вот секрет заключается в том, что картинка становится куда приятнее глазу, когда ключевые объекты располагаются в местах пересечения этих линий или на самих линиях.

При съемке пейзажей, выигрышней будет разместить линию горизонта не по середине кадра, а на уровне верхней либо нижней горизонтали. Так фотография будет смотреть гармоничнее.

Диагонали и линии

Диагонали и линии заставляют взгляд двигаться по картинке в соответствии со своими направлениями. Это завораживая зрителя, заставляет внимательно всматриваться в изображение.

Диагонали – это самые длинные линии на картинке, поэтому они хорошо передают движение. Располагая объекты по диагонали, мы как будто ведем взгляд зрителя через всю фотографию. Человеку интересно, к чему приведет линия, поэтому он непременно задержится на таком снимке. Этот прием помогает сделать фото динамичным.

Линии «цепляют» зрителя, они создают глубину и перспективу. Используйте естественные линии: дороги, рельсы, провода и т.д., для большего эффекта.

Направление

Немалое значение имеет и направление линий на фотографии. Считается, что линия, направленная с верхнего левого угла в правый нижний, приближает объект, а с левого нижнего угла в правый верхний – удаляет.

Мы привыкли читать слева направо, поэтому и фотографии мы «читаем» так же. Гармонично будет поместить смысловой центр в правой части кадра. Так взгляд и ключевой объект будут направляться друг к другу.

Движение

Для того, чтобы читаемое на фото движение не было «обрезанным», не размещайте объект у самого края картинки, дайте ему место для продолжения. Другими словами, пусть ваш объект как будто только что «вошел» в кадр, а «не вышел» из него. Позвольте зрителю самому додумать дальнейшее движение объекта.

Симметрия

До этого мы говорили о правиле третей и советовали размещать объекты в 1/3 части изображения. Однако правила – на то и правила, чтобы их нарушать. Симметрия приятная глазу, поэтому, если это оправдано, смело размещайте объекты в центре изображения.

Контраст

Для того, чтобы выделить ключевой объект, можно сделать его контрастным. Это достигается при помощи света или красок. Так или иначе, на однородном фоне выделяющийся объект будет сразу привлекать к себе внимание.

Фотографируя на пестром фоне, вы рискуете рассеять внимание зрителя. Он не поймет того смысла, который вы вложили в фотографию. За буйством красок, созерцатель просто не увидит главного.

Мусор

Будьте внимательны к каждому миллиметру фотографии. Порой, попавший нечаянно в кадр предмет, перетягивает на себя внимание со смыслового центра изображения. Это выглядит «грязно», и зритель обязательно отметить такой недочет.

Это лишь основы композиции, знание которых, поможет вам создавать грамотные снимки, «цепляющие» зрителя. Запоминайте их и используйте на практике. По началу будет не так просто применять все эти правила во время съемок, но спустя некоторое время, вы заметите, что ваша «набитая рука» автоматически выстраивает гармоничную картинку.

А получить еще больше информации о композиции, узнать все ее секреты и приемы, можно на наших курсах!

Поделитесь записью